9 января 2004 года т/х «ROCKNES» (самое большое судно типа Flexible Fallpipe Vessel*) с грузом гравия следовало из норвежского порта Скалевик в немецкий Эмден. ![](http://s56.radikal.ru/i151/0903/c4/e94a5bb3b33f.jpg)
В 16:27 при прохождении пролива Vatlestraumen юго-западней Бергена судно коснулось подводной скалы и, получив несколько пробоин в днищевой обшивке, перевернулось в считанные мгновения.
Авария Прибывшие на место спасатели подняли из воды 9 человек, 21 человек оказался запертым в железной ловушке, которой стало плавающее вверх днищем судно. Лабиринт коридоров и трапов находящейся под водой надстройки, зимнее время (температура воздуха минус 2°С, воды +7 – +8°С) практически не оставляли шансов на спасение.
![](http://s45.radikal.ru/i108/0903/71/0a9d6cc74052.jpg)
В течение суток через специально вырезанные в корпусе отверстия спасатели пытались вызволить заточенных внутри людей, но спасти удалось еще только троих. К исходу следующего дня (20 января 2004 года) дальнейшие работы по поиску людей были сочтены нецелесообразными, и судно было отбуксировано к причалу.
![](http://s52.radikal.ru/i136/0903/5f/54607dc11d10.jpg)
В результате аварии погибло 18 из находившихся на борту 30-ти человек. В море также попало около 200 тонн топлива, что привело к загрязнению побережья и прибрежных вод. Авария произошла примерно в 10 км к юго-западу от Бергена:
![](http://s61.radikal.ru/i174/0903/b6/ffd61c527960.jpg)
![](http://s57.radikal.ru/i157/0903/02/611b33a5b4ad.jpg)
![](http://s52.radikal.ru/i136/0903/77/dd3c276f2f7b.jpg)
Расследованием было установлено, что: (1) ни на судне, ни у лоцмана навигационные карты не были своевременно откорректированы; (2) при заходе в пролив судно вышло за пределы отмеченного навигационными знаками безопасного фарватера; (3) расстояние между границей фарватера, отмеченной навигационными знаками, и действительным положением навигационной опасности (подводной скалы) в случае т/х ROCKNESS было меньше ширины судна; (4) последние промеры пролива были сделаны в 1995 году, они позволили уточнить границы фарватера; (5) по результатам промеров фарватер в этом районе был сужен на 55 метров; (6) администрация, ответственная за подготовку лоцманов, узнала об изменении навигационных условий и результатах промеров только после аварии; (7) масштаб, в котором были доступны навигационные карты данного района, был недостаточен для безопасного прохода.
Также были сделаны отдельные выводы и в отношении остойчивости судна на момент аварии: (1) судно было загружено с отступлениями от одобренных расчетов загрузки, что привело к повышению центра тяжести; (2) не была произведена штивка груза, как это предписано правилами перевозки; (3) если бы судно было загружено с выполнением всех правил, оно, вероятно, все равно бы перевернулось, но не за столь короткое время, что дало бы экипажу больше шансов на спасение.
Спасательные работы и ремонт
![](http://i036.radikal.ru/0903/e0/cf01465503a6.jpg)
Аварийное судно решено было восстанавливать, но для этого его надо было спрямить, т.е. повернуть на 180° вокруг своей оси судно длиной 166 метров и весом около 9 000 тонн. Следующая схема дает наглядное представление о технологии работ:
![](http://s42.radikal.ru/i096/0903/89/f87c735683ca.jpg)
Чтобы это осуществить, вокруг корпуса было заведено 8 тросов, которые были закреплены на днище, протянуты под водой поперек правого борта и палубы и, выйдя на поверхность, заведены на 8 лебедок общим тяговым усилием 3 000 тонн. Лебедки были установлены на две специально оборудованные баржи, которые также тросами через лебедки были соединены с берегом. ![](http://s43.radikal.ru/i100/0902/34/22c6b2f7be85.jpg)
Правый борт корпуса был 12 тросами соединен с противоположным берегом, чтобы предотвратить движение судна по горизонтали. Тросы были закреплены на 12 сваях, уходящих вглубь на 12 метров. ![](http://i063.radikal.ru/0902/e5/0f00adb8d90e.jpg)
![](http://s45.radikal.ru/i109/0902/b4/3c9f64007a74.jpg)
![](http://i055.radikal.ru/0902/c4/2b23deb9f1f7.jpg)
![](http://i009.radikal.ru/0903/7f/874f52e59acb.jpg)
Дополнительный спрямляющий момент обеспечивали путем приема балласта в одни танки и закачкой воздуха в другие, и использованием подъемной баржи, грузоподъемностью 900 тонн. Спасательные работы были начаты 28 января 2004 года, продолжались более 2-х месяцев и были завершены 4 апреля 2004 года.
![](http://s55.radikal.ru/i150/0902/e8/72aace17b084.jpg)
![](http://s55.radikal.ru/i150/0902/e8/72aace17b084.jpg)
![null](http://s58.radikal.ru/i159/0903/7a/5659abffad5c.jpg)
![](http://s58.radikal.ru/i161/0903/5e/02bbdbec94e3.jpg)
После спрямления судна было поставлено на ремонт, в ходе которого по результатам расследования аварии было проведено следующее дооборудование: - с каждого борта снаружи было установлено по одному бортовому балластному танку (спонсону) шириной 750 мм для улучшения остойчивости; - бортовые балластные танки №1 и №2 были разделены на верхние и нижние балластные танки для улучшения аварийной остойчивости; - крылья мостика и мостик были удлинены на 750 мм с каждого борта для улучшения видимости. По завершению ремонта судно было переименовано, и в настоящее время продолжает работать под именем NORDNES.
|